Народные приметы о погоде в феврале

Вьюговей и снежень, февраль «замыкает» зиму, а в Древней Руси «замыкал» год, за что прозвали его межень — календарная межа зимы и весны. Говорят, февраль двуликий месяц — и лютень, и бокогрей: «и медведю в берлоге бок греет», солнце на лето поворачивает. Пахнет весною февральский снег, и воробей плещется в первой лужице.

6 февраля церковный календарь чтит память преподобной Ксении, народный же попросту называет ее Аксиньей-полузимницей, полухлебницей. Считают, что с этого дня до новых хлебов нужно столько же хлеба, сколько уже съедено. А еще Аксинья — весноуказа-тельница. По ней определяли весну: «Какова Аксинья, такова и весна».

10 февраля Церковь поминает преподобного Ефрема Сирина, жившего в IV веке в Месопотамии и написавшего немало молитв, песнопений.

В народе Ефрем Сирин звался запечником, прибаутником, сверчковым заступником. На Ефремов день, по традиции, надо было задабривать, кормить домового, который в эту ночь глумится на дворах. А вечером собирались послушать рассказы про хозяина, дедушку-соседушку, домовишку — так по-разному называли домового. Верили, что в каждой избе есть домовой, что живет он в хлевах и сенниках, а ночью разгуливает по всему дому. Говорили про встречи с ним. Будто видели, как маленький старичок, седой как лунь, заплетает у лошади на гриве ко сички; это он помогает трудолюбивым хозяевам, плачет под печкой, предупреждая о несчастье, а нерадивых пытается проучить. Ребята его боялись и в темноте не выходили даже в сени. Но случаи про домового слушать любили. В такой вечер, как на Ефрема Сирина, их забавляли еще и смешными прибаутками: «Была репа важная, дивилась старуха кажная; одним днем кругом не обойдешь; у той репы половину мы с семьей целую неделю ели, а другую половину — другую неделю; корку навалили, да кобылу надсадили, и телегу обломили. Вот какая была мудрость недавно утресь!»

15 февраля в церковном календаре празднуется Сретение Господне — один из главных православных праздников. По Евангельскому Писанию, Сретение означает встречу ветхозаветных праведников Симеона и Анны с Богомла-денцем Иисусом Христом, Которого на сороковой день после рождения Богоматерь принесла в Иерусалимский храм.

В народе Сретение называли Су-стретьев день, от слова «су-стретить» — встретить. «На Сретение зима с весной встретились», «На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет» — так понимали в простонародье значение праздника. С давних времен этот день считался первой встречей весны. К вечеру детвора выбегала на сугробы закликать солнце:

Солнышко-ведрышко, Выгляни из-за горы, Выгляни, красное, До вешней поры!

Проглянет солнце — к теплой весне, не покажется — ждать холодов.

На Николу-студеного, 17 февраля, редкий год не бывало морозов. Сидят ребята по теплым избам и развлекаются по-всякому. Показывают на пальцах теневые фигуры — корову, коня, зайца, собаку; завязывают на руке из ниток хитрые узлы, предлагая их развязать. Говорят скороговорки-часто-говорки: «Сыворотка из-под простокваши», «Добр бобр для бобрят», «На дворе погода размокро-погодилась»... Загадывают друг другу загадки. Один говорит вслух: «В небо дыра, в землю дыра, посредине огонь, по бокам вода». — «Самовар», — отгадывает сосед и тут же загадывает загадку следующему. Кто не отгадает по уговору трех-, пяти, десяти загадок, получит наказание. Ему назначат грызть дверную ручку, лизать сажу из печки, стоять в углу на коленях, а всем будет весело.

Коротает детвора зимние дни. «Февраль рисует, малюет — красную весну чует», и ребята разглядывают морозный узор на оконном стекле: он никогда не повторяется в точности. Примечают: вверх поднимаются снежные цветы — продолжаться морозу, наклонились побеги инеевых трав — к оттепели. А тогда побегут на улицу слушать капель, сбивать с крыш сосульки. Хрупают, сосут ледышки — приятен вкус талой воды. Еще забава и радость, как снег осядет, сплотится, и будет лубяной наст. Убежишь по нему куда захочешь, везде пешком пройдешь, хоть и в лес. Там в эту пору, будто в сказке, — звериные свадьбы. Лисицы вызывают на смотрины лисов, ударяются в пляс, друг перед другом жеманятся, выбирая пару. И ворожит тепло протяжная песенка синицы: «зинь-зинь-зинь-зии...»