Народные приметы о погоде в июле

Июль — макушка лета, с разнотравьем и сенокосом, с жарой, купаньем и грозами, грибами и ягодами... И с важнейшим годовым праздником летнего солнцеворота — Иваном Купалой, который широко отмечался всеми европейскими народами. Новое название — Иванов день — этот древний праздник получил с распространением христианства, от имени пророка Иоанна Предтечи, чье рождество Православная Церковь отмечает в это же время.

В народном календаре Купала олицетворяет расцвет плодоносящей природы, и в основе купальской обрядности лежит культ воды и солнечного огня.

6 июля — Аграфена-купальни-ца, канун Ивана Купалы. Открывается летнее купание, хотя купались еще с Николы-тепло-го. Но до 6 июля вода считалась холодной, а на Аграфену-купаль-ницу «закупывались» все обязательно, даже старики. И делали это с торжеством обряда: заходили в воду с цветами, купались голыми, пели песни:

Купался Иван — Доведется и нам. Купала на Ивана!..

А дети на время купания знали свои приговорки и песенки:

Утка-гагара

Утят потеряла.

Утята нашлись — Сразу окунись!

И тут же окунались. Купаясь, приговаривали:

Троица велела,

Богородица велела

Трижды окунуться,

Нырком пройти — И из-под воды вон уйти.

И ныряли. А если в ухо попадет вода, то выскочат на берег, прыгают на одной ножке, прижав к уху ладонь, и приговаривают в такт прыжкам:

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

Или:

Оля, Оля,

Вылей воду

На дубовую колоду,

Чашки помыть,

Лошадей попоить.

Купание и обливание водой было непременным ритуалом Купальского праздника, включавшего множество обрядов.

Ивана Купалу справляли раньше 24 июня (7 июля по новому стилю), в самый длинный в году день с самой короткой ночью. Устраивали игрища и гулянья. Плели венки из цветов и трав, украшали ими купальское дерево, сажали под него соломенную куклу — Купалу, вокруг них водили хороводы с песнями и плясками, жгли ночные костры, прыгали через огонь, топили наряженный клен или березу, бросали на воду венки и гадали... Все эти действия — приметы почитания языческого солнечного божества Ярилы, в чьих жарких лучах созревали земные плоды, благоухала цветущая природа.

Купалу называли еще Иваном-травником, Иваном-цветником. Считалось, что к этому дню цветы и травы набирали целебную силу. И повсеместно «на Ивановуросу» женщины собирали лечебные «снадобия»: шалфей, ромашку, зверобой, васильки, донник, тысячелистник, череду, калган, разные другие «зелия».

Запас купальских трав был и в царской аптеке. В 1657 году царь Алексей Михайлович писал московскому ловчему, стольнику Матюшкину: «Которые волости у тебя в конюшенном приказе ведомы, и ты б велел тех волостей крестьянам и бобылям на рождество Иоанна Предтечи, июня в 23-й день, набрать цвету серебориннаго, да трав империновой, да мятной с цветом, и дятлю, и дятельнаго корня, по 5 пудов», то есть по 80 кг!

Сборы купальских трав, цветов, кореньев заготавливали в каждом доме на весь год. Их сушили и применяли как лекарства от самых разных болезней. Кроме того, их использовали и как обереги от нечистой силы, делали отвары для обливания в бане, окуривали больных и скот, составляли гадательные наборы из двенадцати, двадцати четырех и сорока трав, их клали под подушку, чтобы видеть вещие сны.

Из уст в уста переходило народное предание о волшебной силе травы «папорот», что цветет «накануне Иванова дня в полночь... Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти...» Захотел разбогатеть и Петро, пошел искать папоротник. «Глядь — краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя» .