Народные приметы о погоде в июне

Июнь — разноцвет, хлеборост, скопидом — самый светлый месяц года. Длинные дни, короткие, воробьиные ночи. 6 июня зацветает шиповник — значит, настало лето. Вскоре зажелтеют иван-да-марья, купавка с бубенцами, а дальше сразу расцветут колокольчики, луговые герани, лесные фиалки и ландыши, полевые васильки, ромашки.

Цветы и травы издавна использовали ребята в своих забавах. Мальчишки щелкали в лоб коробочками хлопушек, ловким ударом разрывали на руке листы подорожника — получался громкий хлопок. Девчонки делали кукол из травы, сворачивали пеленашки

из мягких листьев лопуха, гадали на ромашках:

Любит, не любит,

Плюнет, поцелует,

К сердцу прижмет,

К черту пошлет.

Наблюдали, как из желтой серединки сорванной ромашки вылезают мелкие черные букашки — поповы собаки, — и пели:

Поп, поп, Выпусти собак:

Баре едут,

Озимь топчут!

На травах с метелками загадывали желания или давали в лоб щелчка. Дернут за стебель, соберут в пальцах сорванные ко-лоски метелки и спрашивают друг друга: «Петух или курица?» Ровный пучочек — курица, с торчащими колосками — петух с хвостом. Угадал — сбудется желание, нет — получай «колотушку».

Но самый таинственный цветок ранней июньской поры — северная орхидея — ятрышник, по народному прозвищу — «кукушкины слезки». Еще совсем недавно девочки специально разыскивали его в лесу, различая растение по приметным листочкам в фиолетовую крапинку, похожим на рябое перо кукушки, — отсюда и название. Найдя скромный лиловый цветок, неизвестно чему радовались, срывали его и возвращались домой подружками: с кем нашел кукушкины слезки, с тем нельзя ссориться. Откуда взялась такая игровая традиция? Оказывается, это эхо Зеленых Святок — древнейшего языческого праздника цветущей природы, почитания растительности и поминовения предков.

Время Зеленых Святок — от Вознесения до Духова дня с праздником Животворящей Троицы. Это проводы весны, переход к лету — важнейший период в народном календаре, полный дум и забот земледельца о сохранности молодых поднимающихся посевов. На это и были направлены многие обряды Зеленых Святок. Одни из них издавна проходили с участием детей, другие превратились со временем в детские обрядовые игры, благодаря чему и сохранялись вплоть до середины XX века.

Праздник Вознесения Господня, один из двенадцати главных церковных праздников, отмечается на сороковой день после Пасхи, всегда в четверг. По евангельскому Писанию, в этот день воскресший Иисус Христос вознесся на небо.

Христианские представления органично слились с народной мифологией в весенне-летней обрядности.

На Вознесение повсеместно выпекали печенье-«лесенки» — ржаные и пшеничные, пресные и кислые, сдобные, обсыпанные сахарной пудрой, украшенные позолотой. Дарили их детям, ели, запивая квасом, и приговаривали: «Господь полезет на небеса, с лесенкой-то Ему все легче будет». Так объясняют значение печенья в разных деревнях, потому что забылся более древний его смысл — помочь росту хлебов. Об этом говорят обряды.

Испеченные ржаные Христовы лесенки ребята несли в рожь, на свою полосу, и, подбрасывая их вверх, кричали громко:

Рожка-рожка! Ухвати Христа за ножки! Вырасти — вот такой вышины, Вот такой болынины!

И сами тянулись руками к небу, а потом уже съедали печенье.

Аналогичную заклинательную роль выполняли и круговые обходы-осмотры полей, вызывание дождя, который так нужен в эту пору для роста хлеба. Песням взрослых, призывающим пролиться весенний дождь, дети вторили веселыми песенками-закличками. Их было множество:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Дождик, пуще поливай!

Или:

Поливай, дождь,

На бабину рожь,