Народные приметы о погоде в мае

Травник, травень — так зовут май старые месяцесловы. Зелень, трава, которой прорастает открытая теплому солнцу земля, — главная примета последнего весеннего месяца. И вся майская народная обрядность целиком связана с важнейшими для крестьянина событиями года — пахотой и севом, выгоном скота на летние пастбища.

Земледельческой символикой наполнен и большой православный народный праздник 6 мая — в честь святого Георгия Победоносца.

Георгий Победоносец — один из наиболее почитаемых на Руси святых, один из главных образов древнерусского искусства. Храбрый всадник с копьем, попирающий страшного змия, стал олицетворением победы добра над злом, символом воинской чести и муже-

ства. Образ отважного христианина, сохраненный в людской памяти с IV века, с XII века вошел и в русскую историю. Георгий Победоносец — покровитель российской столицы, ангел-хранитель великокняжеской семьи, его изображение украшает герб государей московских, герб Московской губернии и Государственный герб России. Орденом Святого Георгия награждались выдающиеся полководцы и военачальники, Георгиевский крест был знаком особого отличия офицеров и солдат за воинские подвиги и отвагу в бою. Небесный покровитель русского воинства благодетельствовал также и крестьянину.

Имя Георгий означает «земледелец», и в народе почитали святого Георгия как покровителя

землепашества и скотоводства, охранителя домашних животных. Праздник 6 мая издавна отмечали как Егорьев день, Егорий-веш-ний. По народному поверью, Его-рий-вешний отмыкает землю золотыми ключами, «из-под спуда зелену траву выгоняет», выпускает на нее целебную росу.

Вот как написал об этом писатель Н. С. Лесков: «...как выехал на русские поля изумрудные молодой Егорий Светлохрабрый, по локоть руки в красном золоте, по колено ноги в чистом серебре, во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звезды перехожие, а Божий люд честной-праведный выгнал встречь ему мал и крупен скот. Травка была так мала, что овца и коза ею едва-едва наедались, а толстогубая корова мало могла захватывать. Но под плетнями в тенях и по канавкам уже ботвели полынь и крапива, которые с росой за нужду елися».

На Егорьев день повсеместно проходил обрядовый выгон скота после зимовки. Деревенские ребятишки бегали по избам, распевая:

Батюшка Егорей, Спаси нашу скотинку, Всяку животинку, В поле и за полем, В лесе и за лесом. Волку да медведю — Пень да колода, Ворону, вороне — Камешек дресвяный, Батюшке Егорию — свечку, Нам, молодцам, — по яичку.

В некоторых местах такие детские обходы дворов «на Егория» представляли целое действо. Изображая коров, ребята трижды обегали каждый дом с колокольчиками, которые потом и привязывали животным. Ходили от дома

к дому с пастушьей барабанкой, трензелем1, бубном, будили всех шумом и песней. Маленьких окли-калыциков Егория всегда одаривали, веря, что это поможет сохранить скот в целости.

По обычаю принарядившись, хозяйки хлестали животных прутиками вербы, освященной на Вербное воскресенье, кормили обрядовым печеньем. Хлебцы, колобки, ржаных баранов и ярьев2 разрезали на кусочки и давали каждой скотинке с приговорами:

Ходи, Пеструнюшка, кормись Да домой воротись. Вперед коров не бегай И-позади не отставай!

Сохранность стада зависела от пастухов, потому Егорьев день был и их праздником. Пастухов угощали, одаривали, в центре внимания были и помощники главного пастуха — мальчики-подпаски. Начинали пастушить с девяти-де-сяти лет, постигая от старших непростое дело управляться со стадом, а заодно учились мастерить пастуший инструмент: кнуты, ба-рабанки с палочками, трещотки для отпугивания овец, рожки из бересты — коровы собираются на их звук. На выпасе делали и игрушки: свистульки из бузины, тальника, черемухи, катали мячи из шерсти линяющих коров и лошадей. Жизнь леса, его обитателей, лечебные травы маленькие пастушки тоже знали лучше своих сверстников.

Май — горячая пора весенней пахоты и сева. В этой тяжкой маетной работе помогали земледельцу свои небесные покровители.