Народные приметы о погоде в марте

В народном календаре март — зимобор, проталъник, ветронос, водотек, грачевник. Как точно определяют эти приметные названия первый весенний месяц! Он борется с зимой, обнажает проталины, приносит теплые ветры. С нарастанием солнечного света начинается обильное снеготаяние, текут воды, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает.

Вся народная обрядность марта связана с ожиданием весны, с ее призывом.

Празднично, торжественно открывает весну, а раньше и ново-летие, 14 марта Авдотья-весновка. Она же Евдокия-плющиха, что снега плющит, начинает первые оттепели. В этот день кликали, гукали весну. Деревенские ребята собирались стайками на пригорках

и, глядя в небо, распевали веселые заклички:

Приди, весна,

Весна-красна,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Весну ждали с возвращением из-за моря ее крылатых вестников. Птицы должны были принести с собой золотые ключи и запереть холодную зиму, а весну отомкнуть. Об этом просили в песенках-веснянках :

Галушка-ключница! Вылети с заморья, Вынеси два ключа, Два ключа золотые: Замкни зиму холодную, Отомкни лето, летоВыпускай траву шелковую, Расстилай росу жемчужную!

С просьбами ускорить приход весны обращались и к проснувшимся пчелам, и к зимующим птицам, торопя их отлет:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

Крылатые зимовщики и в самом деле в это время улетали на север, уступая место грачам, скворцам, жаворонкам — первым вестовым птицам.

17 марта — Герасим-грачевник «грачей пригнал». В этот «знатный» день на Ярославщине готовили особое обрядовое печенье — грачевники. Хозяйки стряпали продолговатые, как ладонь, лепешки, прилепляли долгоносую головку, вместо глаз вставляли угольки — прямо из печки. Испекут грачевники, а дети навтыка-ют им в хвосты и в бочка черные перышки и побегут на улицу весну звать.

Страна наша огромна, погода в разных ее краях разнообразна, и весна наступает в разные сроки. Оттого в каждой местности призывали весну по своим обычаям и в свою пору, кликали ее от Масленицы до Троицы. И только весеннее равноденствие, когда «день с ночью мерится, равняется», отмечали все одновременно 22 марта. В церковном календаре — это 40 мучеников Севастийских, а в народе — просто Сороки, вторая встреча весны, древнейший на Руси праздник.

Этот день, как важный момент всего годового круговорота, отмечен множеством обычаев и примет. «С сорока мучеников — сорок утренников», — говорили люди, и хозяйки пекли из ржаной и овсяной муки 40 шариков, а затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, закликая мороз:

Мороз, красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся Подобру-поздорову!

В народе верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет совсем. И быстрей прилетят из чудесной страны Ирья «сорок сороков птиц», принесут на крыльях весну. Поэтому в число 40 вкладывали магический смысл, повторяя его в разных обрядовых действах. Рано утром на Сороки мальчишки старались перебросить через крышу сорок щепок, будто бы и сорока кладет в этот день на гнездо сорок палочек. Ученики подносили своему учителю связку из сорока бубликов, а на Там-бовщине до сих пор хранят традицию выпекать из ржаного теста именно сорок пичужек.

Обычай готовить хлебных птичек для встречи весны бытовал в России повсеместно. Обрядовое печенье называли по-разному: жаворонки, чувилки, тетерки, кулики, скворечники, грачи, канареечки. Делали и украшали птичек тоже везде на свой лад, по местной традиции. В деревнях их пекли чаще всего из пресного ржаного теста, наряжали старинными узорами, зернышками, бумажными веточками, перевязывали цветными тряпочками, лентами. Фигурки лепили разной формы: завивали спиралью, завязывали узелком, перевивали веревкой, сажали на спину птенцов.