Народные приметы о погоде в октябре

Осыпает октябрь-листопад наземь золотую падь, стелет по жухлым травам шуршащий листвянои покров дивного красочья — желтых, карминных, фиолетовых оттенков...

Постоят недолго ясные, погожие деньки, радуя прощальным теплом и последними цветами-хладо-любами. А потом приходит ненастье. Засеет, зачастит октябрь-гряз-ник обложным дождем-водолеем, распустит слякоть-кисельницу: ни пройти, ни проехать. «Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит», «Октябрь венчает белый снег с великой грязью», — говорят в народе. Залетают в воздухе «белые мухи», сыпанет пороше в «подзимник» не раз примеряет зима нележкое белое покрывало. Глубокая осень.

1 октября — Арина—журавлиный лёт. Первые стаи уже улетели, а теперь и «отсталый журавль за теплое море тянется». Увидят ребята в небе клин журавлей, услышат их курлыканье и кричат вслед птицам: «Колесом дорога! Колесом дорога!» — чтобы возвращались.

8 октября Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Сергия Радонежского (1314—1392). Благодатным воспитателем русского народного духа назвал Сергия историк В. О. Ключевский. В житии Сергия, составленном в XIV—XV веках знаме-нитым агиографом Епифанием Премудрым, говорится и о его детских годах. Отрок Варфоломей более всего желал научиться грамоте и просил помолиться за него об этом старца в иноческой одежде, встретившегося ему ранним утром на лугу. Этот момент изобразил художник М. В. Нестеров в картине «Явление отроку Варфоломею». Исполнив до конца сыновний долг и похоронив родителей в Покровском монастыре в Хотькове, Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия. В 70 километрах от Москвы, на горе Маковец, он основал Троицкую обитель, стал игуменом монастыря — ныне прославленной Троице-Сергиевой лавры. Помимо всех трудов и выдающихся дел, по преданию, Сергий Радонежский резал еще деревянные игрушки, одаривая ими детей. Так народ связал с именем почитаемого святого истоки художественного промысла игрушки Сергиева Посада, крупнейшего в России.

14 октября Православная Церковь отмечает великий церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В России он установлен с XII века в честь чудесного явления Девы Марии, которая распростерла над молящимися во Влахернском храме Свой головной покров, знаменуя тем подаваемую Ею защиту от врагов осажденного в середине X века Константинополя.

Образ Богородицы — заступницы, охранительницы, утешительницы — стал особенно почитаем в России. Поэтому праздник Покрова отмечали повсеместно. С этим днем связывали в народе первое зазимье: «На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима». К Покрову утепляли жилье, конопатили избы, приваливали завалинки, запасали дрова — готовились к настоящей зиме. С Покрова начинались свадьбы, открывались покровские ярмарки. К этому дню отдавали долги, и от Покрова нанимались на работу. С разными просьбами и молитвами обращались к Покрову: «Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров», «Матушка Покрова, покрой землю снежком»... Для людей Покров означал защиту, охрану покоя в природе, помощь в заботах о доме, о личной судьбе, о том, чтобы обрести свет духовный.

Раньше с Покрова сельские ребята шли учиться «российской грамоте читать и писать». Возможность эту имели далеко не все, но и расхожее представление о темной, неграмотной старорусской деревне тоже необоснованно. Об этом говорят многие исследования по народоведению.

Крестьяне тянулись к книжной культуре и находили разные способы для обучения своих детей. «Младых отрочат» посылали в приходские школы и «училиш-ша», в частные и «домовые» школы, определяли «в ученье» у церковнослужителей, писарей, солдат, ссыльных...

Официально организованных школ для деревни было недостаточно и в пореформенной России. По всем губерниям крестьянские общины создавали самодеятельные сельские школы на свои средства. В них работали «бродячие», «ходячие» учителя, а то и обученные ими грамотные крестьяне. Жили тут же, при школе, устроенной часто в нанятой избе, «кормились по череду» в разных дворах, где были ученики