Народные приметы о погоде в сетнябре

Старые месяцесловы и святцы называли сентябрь рюинъ — от желтизны осенней листвы, вресень — от цветущего вереска. Народный календарь прозвал его ревун — из-за рева ветров и крика оленей во время гона, хмурень — из-за дождей и непогоды.

Сентябрь — первоосенье. Отошла жаркая жатва, а вместе с нею уличные гулянья и хороводы. Осталось собрать урожай овощей — с этими заботами и связаны обряды ранней осени, детские развлечения и игры.

На Феклу-свекольницу убирали свеклу, на Никиту-репореза дергали репу. В старину эти корнеплоды участвовали в обряде «мушиных похорон». Из свеклы или редьки делали «гробики», клали в них мух, тараканов, клопов, рыли для «покойников» ямки и несли хоронить. Похоронная процессия из наряженных девушек с плачем и причитаниями проходила мимо гляжан — так провожали лето, чью жару и зной олицетворяли насекомые. Отголоски этого обряда еще недавно сохранялись в играх детей. В начале сентября, когда промывали на семена созревшие огурцы, ребята брали себе в игрушки ярко-желтые половинки пустых плодов. В них складывали уснувших бабочек,

жуков, комаров и хоронили по всем правилам: насыпали могильный холмик, клали на него траву и цветы, втыкали самодельный крестик, связанный из лучинок или палочек. Оказывается, это и были проводы лета с «мушиными похоронами».

С Ивана-полетка, 11 сентября, начинали копать картофель. Здесь, на «картовище», ребята — незаменимые помощники. Выбирают и сортируют картошку — мелкую, крупную, семенную. Все отдельно, по-хозяйски. А для игры принесут с собой птичьи перья и заостренные палочки. Найдут верховые плоды картофеля, «балаболки», и делают игрушки. Насадят «петровскую картошку» на острие, размахнутся палкой — шарик срывается и летит. Соревнуются — у кого дальше? Втыкают в зеленые шарики перышки и запускают вверх балаболку. Она крутится-вертится в воздухе, приземляясь как парашютик. Старинная забава!

14 сентября — памятная календарная дата. В допетровской Руси этот день, 1 сентября по старому стилю, считался началом нового года. Новолетие отмечали торжественно. В Московском Кремле на Ивановской площади при многолюдном собрании прихожан в присутствии царя Патриарх совершал праздничное богослужение с молитвословием: «Во благослови венец лета благостию Своею», а потом все приветствовали друг друга с началом нового года.

В православном календаре 14 сентября до сих пор остается как церковное новолетие, начало церковного года. Это день памяти преподобного Симеона Столпника, жившего в V веке и совершившего молитвенный подвиг в многолетнем стоянии на столпе. В народе этот Божий угодник известен под именем Семена-летопроводца: «Семен лето провожает, бабье лето наводит».

На Семенов день справляли Осенины — первую встречу осени. К этой рубежной календарной дате старались завершить разные старые работы и начать новые дела. Обязательно заканчивали уборку колосовых, посев озимых, закрывали торговые сделки, рассчитывались с долговыми обязательствами. С Семенова дня начинали уборку корнеплодов, мочили коноплю, мяли лен. Крестьяне переходили на зимнее житье, женщины приступали к домашним работам — к прядению, ткачеству. В избах зажигали новый огонь и собирались на первые посиделки. Этот день считался счастливым для новоселья и открывал осенние свадьбы. Обычаи Семенова дня касались и детей. Долгое время соблюдался на Руси семейный обряд «сажания на коня». Мальчиков, вышедших из младенческого возраста (после трех лет), «постригали» и «сажали на коня» в торжественной обстановке: у князей — в присутствии архиепископа. С молитвой ребенку состригали с головы прядь волос, которую затем хранили. «Постриженного» выводили во двор, отец сажал ребенка на коня, а крестный отец держал повод, и все вместе совершали почетный круг. По сути, это был обряд посвящения в воины. Позднее живого коня стали заменять игрушечным. Еще недавно каждый крестьянин считал своим отцовским долгом сделать сыну деревянного коня. И в городе лучшим подарком мальчику ко дню именин был большой игрушечный конь на колесах, конь-качалка или конь на палочке. Эта игрушка символизировала мужское поведение.