Календарь народных примет - август

Новый стиль Старый стиль примета
1 19 июля Мокриды, по характеру погоды которой судят о грядущей осени. Наблюдали погоду в течение всего дня. Сухой, ясный, жаркий день предопределит теплую сухую осень. Дождливый, пасмурный день укажет на ненастье осени. Сильный ветер и переменная облачность соответствуют переменной погоде осени, Макринин день. Макриды. «Макрида снаряжает осень, а Анна (25 июля/7 августа) — зиму». Смотри осень по Макридам: «Макрида мокра и осень мокра, Макрида су ха—и осень тоже». «Коли на Макриду мокро,, то страда ненастная». «Вёдро на Макриду — осень сухая». «Коли на Макриду дождь — вся осень дождливая и не будет орехов — все повымокнут». День Макрины считается важным и для будущего года. «Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь»
2 20 июля Илья Пророк. Ильин день. С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго. Заканчивается сенокос: «Илья Пророк — косьбе срок» — начинается жатва. «Зажин» обычно обставлялся своими обрядами. Жницы брали с собой в поле хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него и угощались, пели обрядовые песни. Было принято также первый сноп украшать цветами и лентами. Затем его проносили по деревне и ставили в избе в почетный — «красный» угол со словами: «Это Илье на бороду» или «Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеба города». «Первый сноп — первый осенний праздник». С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться им. «Новая новина на Ильин день». В торжественной обстановке проходила выпечка «зажиночного хлеба»— хлеба из муки нового урожая. Вынутые из печи румяные и душистые караваи хозяйка окропляла колодезной водой и накрывала чистым полотенцем, «чтобы они дошли». На средину праздничного стола клали новый каравай. Разрезали его не спеша и одаривали всех присутствующих за столом. Первым подавали ломоть самому старшему по возрасту мужчине — «батюшке-пахарю». Тот благославлял новый хлеб — «новину». «То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб». «Илья Пророк в поле копны считает». «У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт». «Рожь поспевает к Ильину дню, убирается (кончается уборка) на Успение (15/28 августа)». «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает». «На Илью до обеда лето, после обеда осень». «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна». «До Ильина дня (до Ильи) мужик купается, а с Ильи с водой прощается». «До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит». «До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня — против». «Илья словом дождь держит и низводит». «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет». «До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина — пуд навозу». «В ильинском сене сладимая яства для скотины». «С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна». «На Ильин день олень копыто обмочит — вода холодна». «На Ильин день в поле не работают». «На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит». «На Ильин день и камень прозябнет (утренники)». «Придет Илья, принесет гнилья (дождей)». «На Ильин день. где-нибудь от грозы загорается». «Илья Пророк разъезжает по небу на огненной колеснице», «На Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы или гадов, коим в этот день дана воля)». «На Ильин день зверь и гад бродят по воле». «С Ильи Пророка, после покоса, волчьи выходы (норы) открываются». Первый выезд на волков. Примета: «Если затравят зверя — весь год будет счастливая охота». На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты. «Богат как ильинский сот». «После Ильи комары перестают кусаться». «Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина дня запасается». «До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет». «До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня— из закрома». Но вместе с тем ильинский дождь считается целебным, им окачиваются и умываются от призора (дурного глаза) и от разных болезней. К Ильину дню заборонивай пар. «До Ильи — хоть одним зубом (пашню) продери». «К Ильину дню хоть хлыстом (кнутом) прихлысни, да заборони». «За Ильину ночь конь наедается, а мужик высыпается»»
3
4 22 июля Мария Магдалина. Марьи — добрый день. Примечали: «Коли на Марью сильные росы — льны будут серы и косы». «На Марию вынимают цветочные луковицы». Был у этого дня еще одно название — Мария Ягодница: в лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.
5
6 24 июля Борис и Глеб Летние. «Борис и Глеб — поспел хлеб». К этому времени хлеба полностью поспели, начиналась страда. «На Бориса, и Глеба — пали копны: гроза жжет копны (у тех, кто работал в этот день)».
7 25 июля Анна. По степени холодности утренника судят о характере грядущей зимы. Коли утренник в Анну холодный и зима холодная, и очевидно, наоборот. Примету на этот день целесообразно связать с приметами на 3 (16) августа а 10 (23) августа. На Исаакия 3 (16) августа вихри — к крутой зиме и по Исааковой неделе смотри зимние метели. Причем, если на Лаврентия 10 (23) августа вода тихая — осень будет тихая и зима без вьюги. Если спелый овес во второй раз зазеленеет — осень будет ненастная. Анна Зимоуказательница, Анна Холодная. По этому дню предсказывают время наступления и характер будущей зимы. «Анна приносит холодные утренники», «Припасает на день Анны зима холодные утренники».«Если на Анну холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная; если идет дождь, то зима — снежная, «Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, а если идет дождь — зима снежная и теплая». «Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря».
8
9 27 июля Пантелеймон Целитель. Николай Кочанов. «На Пантелея Целителя и Николу Кочанского капуста в кочны завивается».
10
11 29 июля Каллиник. В этот день в северных губерниях опасаются утреннего заморозка, предпочитая ему ту ман, почему крестьяне и говорят: «Пронеси, Господи, Каллиники мороком (туманом), а не морозом». Мороки — мрачное туманное время — неблагоприятное для пчел; пасечники замечают: «В мороки пчеле ходу нет». Теплый Каллиник обещал сохранность ячменей и овсов: «На Каллицика туман — припасай закром (косу) для овса с ячменем».
12 30 июля Сила. «Святой Сила прибавит мужику силы». «На Силу святителя и бессильный богатырем живет (от сытной пищи, с нового хлеба)». «Дожить бы бабе до Силина дня да с яровым управиться, так засилья прибавится». «Кто посеет рожь на Силу — родится сильно».
13 31 июля Евдоким. Евдокимово заговенье. Заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: «Успенский пост не голодный». Об эту пору всего много: и хлеба нового, и слетья разного (овощей), и плодов, и ягод.
14 1 августа Первый Спас. «Пришел первый Спас — бери шубу про запас». Проводы лета. С первого Спаса холодные росы. «У первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Пчела перестает носить медовую взятку. первый Спас. Первый Спас — медовый, начинается выломка сотов. «Спасовка-лакомка». «На первый Спас и нищий медку попробует». «Первый Спас — проводы лета». «От первого от Спаса накопит и мужик запаса». «Первый Спас — первый сев (озимых)». «Отцветают розы, падают холодные росы». «С первого Спаса — холодные росы». «Ласточка весну начинает, осень накликает». «Ласточки отлетают в три Спаса (1/14, 6/19 и 16/29 августа)». «Первый Спас Медовый, второй Яблочный, третий Спожинки». «На первый Спас защипывай горох, готовь гумна и овины». «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (то есть кто вовремя или раньше других уберется в поле)». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье».
15 2 августа Степан-сеновал. Косят отаву — отросшую траву. К этому времени в лугах отрастала отава — «второе сено». Начинали косьбу. «И отавка сену прибавка». «Отава — осеннее сено, летнее прибережет». Примечали: «Каков Степан Сеновал, таков и сентябрь». Дни 2 — 6 августа считаются показателями погоды на сентябрь — январь.
16 3 августа Исаакий и Антон-вихровей. Если в этот день вихри — к крутой зиме. «Каков Антон Вихровей, таков и октябрь». «Каков Исакий, таков и Никола Зимний (6/19 декабря)». «На Исакия допрашивают вихри о зиме». «На Исакия южный ветер с вихрями — зима будет снежная».
17 4 августа Евдокия (Авдотья)-сеногнойка. Подкошенную в этот день траву стараются сгрести, полагая, что будет дождь или в этот день, или после него. День погожий, ясный, так и ноябрь выдастся пригожим, а если пасмурно и дождливо — быть ему серым и смошным. День семи отроков. Авдотья Малиновка — поспевает малина лесная. Евдокия Огуречинца — поспевают огурцы. Авдотья Сеногнойка — дожди губят сено. «Семь отроков семь дождей несут». «Семь отроков — сеногной, дожди сено гноят».
18
19 6 августа Второй Спас. Встреча осени, первые осенины, провожают закат солнца в поле с песнями. Массовое созревание яблок. При хорошем урожае говорили: «На второй Спас и нищий яблоко съест». «Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас». Преображение. Второй Спас. Большой крестьянский праздник . «Со Спаса Преображения погода преображается». «Пришел второй Спас — всему час, плоды зреют». До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов На второй Спас освящают в церкви плоды. Со второго Спаса едят яблоки (яблочный Спас). «Второй Спас яблочком разговляется» . «У Спаса не без припаса». «Спас любит нас». «Спасовка—лакомка, а Петровка—голодовка (29 июня/12 июля)». «О Спасовке сытно мужику, а к Евдокеи (1/14 марта) обгложется». «Со второго Спаса засевай озимь». «После второго Спаса дождь — хлебогной». «Каков день во второй Спас, таков и Покров (1/14 октября)». «Сухой день на второго Спаса предвещает сухую осень, мокрый — мокрую» ясный — суровую зиму». «Каков второй Спас — таков и январь». «К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны».
20
21 8 августа Мирон Ветрогон. В этот день бывают сильные ветры. «Мироны — ветрогоны, пыль по дороге гонят, по красном лете стонут». «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету». «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».
22
23 10 августа Лаврентий. «На Лаврентия смотри в полдень на воду — коли тиха, не волнуется, лодки спокойно стоят — осень будет тихая и зима без вьюг и злых метелей». «Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень».
24
25
26
27 14 августа Михей. Михеев день с бабьим летом перекликается. На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени; Михей с бурей — к ненастному сентябрю. Михей. Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается». «Михей с бурей — к ненастному сентябрю». «На Михея дуют ветры тиховеи — к ведренной осени». «Коли журавли полетят, то в средине октября мороз, а нет — то зима позже, придет».
28 15 августа Успение Богородицы. Если в этот день нет ветра, ни дождя, то вся осень простоит хорошая. Успение, Успенщина — важнейший осенний праздник, который крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. Конец успенского поста. «Успенский пост спожинками разрешается». «Успение кончает дожинки». «Успение провожай, осень встречай». Окончание жатвы обставлялось особой обрядностью. Повсеместно (шло в обычае оставлять на полосе горсть несжатых колосьев, которые завязывали узлом — «заламывали бороду», пригибали к земле со словами: «Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая». Рядом в землю закапывали печеный хлеб и соль. Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на молотило, на колотило, на кривое веретено». С помощью этого заклинания они как бы пытались возвратить утраченную на жатве силу. Ведь впереди предстояло еще много работы — молотить хлеб, обрабатывать лен на волоконо, прясть, ткать, шить. К Успению оканчивали вспашку зяби: «До Успения пахать — лишнюю копну нажать». «Сей озимь за три дня до Успения и три дня после Успения». Отмечали: «С Успения солнце засыпается». Встречая «молодое бабье лето» — с 15/28 августа по 29 августа/11 сентября или по Семенов день (1/14 сентября),— предсказывают погоду на старое бабье лето (с 1/14 по 8/21 сентября). «Если молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое». К Успеньеву дню поспевают все слетье (овощи) и начинается заготовка разных запасов впрок: «На Успение огурцы соли, на Сергия (25 сентября/8 октября) капусту руби».
29 16 августа Третий Спас. Последний отлет ласточек. Начало молодого бабьего лета (длится до 11 сентября). Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое 1—8 сентября (14—21 сентября). В последние дни августа прилучаются холодные утренники. третий Спас, Хлебный. Спожинки. «Третий Спас хлеба припас». «Хорош третий Спас — зимой будет квас. На третий Спас примечают отлет птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. «Кто когда хочет, а журавль к третьему Спасу отлетает». «Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров (1/14 октября) будет мороз, а нет — зима позже».
30
31 18 августа Фрол и Лавр. «Фролы и Лавры ситиво из рук вышибают». «Кто сеет на Фрола, у того бывает на полосках голо», «Посеял на Фрола и вырастут одни фролки» (то есть сорная трава). Флор (Фрол) и Лавр — покровители лошадей. «На Фрола и Лавра лошадиный праздник». «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра». Последний срок озимого посева: «На Фрола и Лавра — досевки». «Коли до Фрола не отсеешься — фролы (то есть сорняки) и родятся». «После поры родятся фролы». Начинаются вечерние «засидки» (бабьи работы в избах при огне): «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (1/14 сентября) и ленивые».