календарь народных примет - февраль

Новый стиль Старый стиль примета
1 19 января Макарий. «Ясный солнечный Макарьев день — ранняя весна». «На Макария капель — в весну раннюю верь, а если пасмурно или метель в середине дня разгуляется — долго будет погода метельная».
2 20 января Ефим. «На Ефимия метель — вся Масленая неделя метельная». «Приедет государыня Масленица метельная».«На Ефимия в полдень солнце— будет ранняя весна».
3
4 22 января Тимофей Полузимник. Тимофеевские морозы. «Тимофей Полузимник - ползимы прошло». В этот день пасечники осматривают пчел в омшаниках. Прислушиваются: жужжат пчелы еле слышно — переносят зиму легко; беспокойное гудение говорит о неблагополучии пчелиной семьи.
5
6 24 января Ксения (Аксинья). Аксинья Полу-зимница, Полухлебница, Весноуказательница. Перелом зимы. «Полузимница пополам — да не ровно делит зиму: к весне мужику тяжелее». «Ползапаса в закроме: половина старого хлеба съедена, половина срока осталось до нового урожая». «Озимое зерно пролежало половину до всхода». «Полухлебница цены на хлеб устанавливает». «Метель на Полухлебницу — подметет корм». «На Полухлебницу вёдро — весна красная». «Какова Аксинья — такова и весна».
7
8
9
10 28 января Ефрем Сирин. Ефремов день. «Ефрем Ветродуй принес ветер — к сырому и холодному году». «Понесся ветер на Ефрема — лето будет сырое и холодное».«Не к добру летнему Ефремов ветер».
11
12
13
14 1 февраля Трифон. «Трифоны — перезимники». «На Трифона небо звездисто — поздняя весна». «На Трифона звезд много — весне длинная дорога».
15 2 февраля Сретенье. На сретенье зима с весной встречатеся. Какова эта встреча – такова и весна. ».«На Сретение солнце на лето, зима на мороз». «На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет (о сретенских оттепелях)». «На Сретение кафтан с шубой встретились». «Какова погода на Сретение, такова и весна будет». «На Сретение снежок — весной до-жжок».«Дорогу метель переметет — корм подметет». «Если холода завернут — весна холодная, поздняя». «Тихий и облачный день на Сретение предвещает хороший урожай хлебов и плодов». «На Сретение небо звездное — зима не скоро качнет плакать (весна поздняя)». «На Сретение капель — урожай на пшеницу». «На Сретение коров выгоняют из хлевов для пригреву». «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; снег в полдень — средних, к вечеру — поздних».На Сретение вечером заклинают солнце. Если солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то это означает, что прошли последние морозы; если же солнце вовсе не покажется, ожидай строгих Власьевских морозов 11/24 февраля. При заклинании солнца, вечером в Сретениев день, поют... песни: Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, солнышко, до вешней поры!
16 3 февраля Симеон и Анна. В народе носит название «Починки». Осматривают и чинят летнюю сбрую. Недаром говорится: «Готовь телегу зимой, а сани летом». В этот день варят соломату: «Приехала соломата на двор, расчинай починки». «Лихой домовой, ночью заезжает лошадей». В отвращение зла привязывают на шею лошадям кнут и онучи: домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин
17 4 февраля Никола Студеный. Редкий год на Руси в этот день не было морозов. «На Студеного Николу снегу навалит гору». «Никола Студеный на мороз тороват». «Лишь бы с Кирилла и Афанасия пережить Власия». Время звериных свадеб. Лисы ударяются в пляс, друг перед другом жеманятся.
18 5 февраля Агафья Коровятница. Мученица Агафья почиталась среди крестьян как покровительница домашнего скота. «На Агафью коровья смерть по селам ходит». По поверью, чтобы не пускать ее во двор и предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают старыми лаптями, пропитанными дегтем, от которых коровья смерть бежит без оглядки.
19 6 февраля Вукол Телятник. «На Святого Вукола телятся жуколы (так называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце)». «Придут Вуколы — перетелятся все жуколы». Заботились о благополучном исходе весеннего отела коров.
20
21 8 февраля Захарий Серповидец «На Захария Серповидца гляди серпы на лето». Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы. В этот день достают серпы и кропят их святою крещенскою водою. «Не тогда серпы точить, когда на жниво итить».
22
23 10 февраля Прохор. «На Прохора и зимушка-зима заохала». «До Прохода старушка охала, пришел Прохор да Влас — никак, скоро весна у нас».
24 11 февраля Власий. «Пришел Власьев день, пришли и Власьевские морозы». «Власий, сшиби рог с зимы». «Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!» «Об ину пору мороз обожжет на Власия до слез». Власьевские оттепели: «Власий след от полозьев как маслом мажет». «Прольет Власий маслица на дороги, зиме пора убирать ноги, путь ей ведом, за Прохором следом».Власий почитается покровителем скота. Празднование этого дня сохранило много обрядов, связанных с представлением о языческом славянском боге Велесе, пркровителе стад: «Власьев день — коровий праздник». «У Власия и борода в масле»,— воспоминание о пожертвованиях Велесу маслом.
25
26
27
28 15 февраля Онисим Зимобоц. Зима становится безрогой. В этот день зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть». Онисимы-овчары. «На Онисима овчары окликают звезды, чтобы овцы лучше ягнились. Заботливые хозяева заранее уговаривают овчаров на сей подвиг. Вечером, когда появятся звезды, выходят оба за околицу и кладут на все четыре стороны по три поклона. Овчар становится на руно и произносит следующие слова: «Засветись звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному; загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда ясная, на двор к рабу такому-то. Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец у раба такого-то. Как пo поднебесью звездам несть числа, так бы у раба такого-то уродилось овец более того». После сего окликания, хозяин проводит овчара к себе в избу и угощает.В селениях Рязанской и Тульской губернии исстари был обычай выставлять семена на три утренние зари на мороз и потом откладывать их к будущему посеву. Этот обычай назывался — «семенное».Рукодельные женщины, оканчивая пряжу льна и конопли, отбирали первый моток, лучший из всей пряжи, и в этот день выставляли его на утреннюю «зорю», с уверенностью, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка. Этот обычай они называют — «зернить пряжу».