Календарь народных примет - июль

Новый стиль Старый стиль примета
1
2
3 20 июня Мефодий. «Если на Мефодия дождь, то он с перерывами будет идти сорок дней». На Мефодия — праздник перепелятников. Паутинный день. «Коли над озимыми носится тенетник и кошки — будет улов перепелов».
4
5
6 23 июня Агриппина (Аграфена). Аграфена Купальница. Канун праздника Ивана Купалы. Этот день считается началом купания, хотя при теплой погоде, конечно, начинают купаться гораздо раньше. Тем не менее в этот день совершается купание в особо торжественной обстановке, с песнями. Купаются в реках, моются и парятся в банях, употребляя при этом для исцеления от болезней разные лечебные и душистые травы, собираемые в этот же день (или накануне). Но старики и старухи избегают купаться до этого дня, почему и говорит народ: «На Аграфе-ну Купальницу старики закупываются». Считают, что собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую целебную силу. Бытовала легенда о цветке папоротника, который будто бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на несколько мгновений. Нашедшему этот цветок откроются многие тайны, он станет провидцем, будет богат. Иоанн Креститель, Иван Купала. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы В основе обрядов лежит почитание воды и солнца, которые дают жизнь всему живому. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры Через костры бросали венки, прыгали. Купались в росе и воде Водили хороводы. Самые огни, зажигаемые в Иванову ночь, почитались в прежнее время чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево, и называли его «живым, лесным лекарственным, царь-огонь». «На Иванов день солнце на восходе играет». «С Ивановской ночи появляются светляки». «Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов». «На Ивана ночь звездная — гдного будет грибов». «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться». «Ивановские дожди — лучше золотой горы». «До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу (то есть начинаются: частые доведи)».
7 24 июня Иоанн Креститель, Иван Купала. К этому дню приурочивался сбор лекарственных трав, достигающих к этому времени полной зрелости. «Просите, дети, дождя до Ивана, а после Ивана я и сам упрошу». По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы В основе обрядов лежит почитание воды и солнца, которые дают жизнь всему живому. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Купались в росе и воде. Водили хороводы. Самые огни, зажигаемые в Иванову ночь, почитались в прежнее время чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево, и называли его «живым, лесным лекарственным, царь-огонь». «На Иванов день солнце на восходе играет». «С Ивановской ночи появляются светляки». «Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов». «На Ивана ночь звездная — много будет грибов». «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться». «Ивановские дожди — лучше золотой горы». «До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу (то есть начинаются: частые дожди)».
8
9 26 июля Тихвинская. День Тихвинской иконы Божией Матери. Давид Солупский, Давид Земляничник. «На Тихвинскую земляника-ягода поспевает - красных девок в лес зовет» «На Тихвинскую пчела вылетает за поноской — за медовым сбором».
10 27 июня Самсон-сеногной. Погоду августа в какой-то степени предопределяет Самсонов день. «На Самсона дождь — до бабьего лета мокро будет». «На Самсона-сеногноя дождь — в семь недель тож», т. е. ожидай дождя, когда исполнится семинеделье, 49 дней вперед, середина августа — успенские дожди 15 (28) августа. Сампсон Странноприимец, Самсон Сеногной Самсон сено загнаивает. Однако дождь в этот день, от которого может почернеть сено, полезен для проса, и наоборот, суха погода, которая дает возможность убрать сено зеленым, полезна для гречихи: «На Самсона сено зелено — каша черная (гречишная); сено черное — каша белая (пшенная)». Дождь на Самсона предвещает продолжительное ненастье.
11
12 29 июня Петр и Павел. Петров день. Петровка Самый разгар лета. Петров день— праздник солнца. В народе говорили «Петр-Павел жару прибавил». «В Петровку сухо в день велик». «К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет)». «На Петров день солнышко играет». Крестьяне выходят на заре караулить солнце, как оно будет играть. В Тульской губернии был обычай собираться на пригорки, раскладывать огонь и в ожидании солнца проводить ночь в играх в песнях Едва .начинает восходить солнце, все испускают радостные клики. Старики наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется, то взойдет вверх, то опустится вниз, то заблещет разными цветами— голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят. В Петров день умываются из трех ключей-родников петровскою водицею. «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос». «С Петрова дня — пожня (покос)». «Доставай косы и серпы к Петрову дню». «Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков день Петров (говорят об уборке сена) Петр — покровитель полей. Это день ярмарок. Начинаются «Петровские гулянья» с песнями, хороводами, качелями. «У мужика то и праздник, что Петров день». С Петрова дня начинается страда. «С Петрова дня зарница хлеб зорит». «Петр — с колоском, Илья (20 июля/2 августа) — с колобком». «На Петров день дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, а три — урожай богатый». «Кукушка житным колоском подавится (перестанет куковать)». «Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за неделю или две до Рождественского заговенья, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после заговенья на Филиппов пост». «Прошли Петровки — опало по листу; прошел Илья. — опало и два». «Приедет Петрок — сорвет листок, Илья придет — и два сорвет».
13
14 1 июля Козьма и Демьян. «Козьма и Демьян пришли, а мы на покос пошли». Кузьма и Демьян. Разгар сенокошения. Собирают красильные растения. Идет прополка огородов.
15
16
17 4 июля Андрей-налива. «На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка-овес до половины дорос», «Овес в кафтане, а на гречихе и рубашки нет». Народный численник день за днем отмечает состояние посевов. «Зерно в колоске — не валяйся в холодке». «Озими в наливе, а греча на всходе». Примечали: «Каков Андрей Налива — таков и Каллиник (29 июля/11 августа)».
18 5 июля Афанасий Афонский. «Афанасьев день — месяцев праздник». Выходят смотреть на играние месяца. Если месяц при восходе виден, то он кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облака, то из них выходит. Все это происходит оттого, что месяц справляет в этот день свой праздник. Играние месяца — примета счастливая. «На Афанасия Афонского месяц на восходе играет — к урожаю».
19
20
21 8 июля Казанская На Казанскую черница не поспела, не поспела и рожь. Если хорошая погода стоит, то ведро будет в сенокос и жатву. «Сей хлеб — не спи, будешь жать — не станешь дремать». «Жнут порою — жуют зимою» (то есть в короткий срок запасают на весь год). «Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя». «Пока колос в поле, трудись подоле». «В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет». Конец июля — самое росистое время. Прокопий Жатвенник. Начинали уборку ржи. «Зажин ржи»» «Коли- на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и рожь». Прокопий Жнец, Прокопий Жатвенник — В день Казанской весь червец (насекомое, дающее краску) собирается под один куст
22
23
24 11 июля Офимьи-комарницы. Много комаров - готовь короб на ягоды. Много мо шек — готовь по грибы лукошек.
25 12 июля Прокл. «На Прокла поле от росы промокло». Особенно сильно ожидается роса в ясные ночи, при легком ветре. «Роса мочит по зорям...» — подмечает примета, «Утренняя роса — добрые снега: ею лес упивается, с ночкой прощается». Утром сильная роса и туман — к хорошей погоде. «Святой Прокл — великие росы». «Проклова роса — сеногнойная». Прокловы росы считаются целебными, особенно от глазных болезней; от Прокловой водицы «изводится очной призор».
26
27
28 15 июля день Кирика, Улиты и Владимира. «На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит». «Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения)». «Улита едет — когда-то будет...» Женщины праздновали день «матушки Улиты», почитая ее своей заступницей. По народному календарю этот день считался серединой лета.
29 16 июля Афиноген. На Афиногена пташки задумываются — притихают. Лето перемахнуло знойный возраст (закат лета). День этот имеет большое значение для начала жатвы: «Первый колосок Финогею, последний Илье (20 июля/2 августа) на бороду» «Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет». «На Финогена молись солнышку — проси Бога о вёдрышке»» «Финогенов день к Илье Пророку навстречу идет — жнитво солнышком блюдет». Примечали: «На Афикогена пташки задумываются». «На Афиногена притихают пичужки». Лето перешло (перешагнуло) знойный возраст. Холодают ночи.
30
31