Календарь народных примет - сентябрь

Новый стиль Старый стиль примета
1 19 августа Андрей Стратилат и Фекла.. До этого дня овсы спеют. «Тепляк держится — ушедшему лету вслед кланяется». «Батюшка-юг пустил ветер на овес, готов овес для уборки». Дозревает овес: «На Стратилата-тепляка пошли овсы на спех». «Стратилатов день пришел, овес дошел (поспел)». «Если на Феклу с полуден тянет — пошли овсы наспех». «Батюшка юг пустил ветер на овес-долгорост». Предосенние дни бывают жарче июльских. «Тепляк держится — ушедшему лету вослед кланяется», Начинается уборка свеклы: Фекла — свекольница. «На Феклу копай свеклу».
2
3
4 22 августа Агафон Огуменник. Ночь под Агафона отличается, по поверью крестьян, проделками леших: «На Агафона леший из лесу в поле выходит»,— бегает по селам и деревням, раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства. Для предупреждения потехи лешего в ночь на Агафона крестьяне сторожили гумна в тулупе наизнанку, с кочергою в руках: при такой предосторожности ни один леший не решится подойти к загороди.
5 23 августа Лупп Брусничник. Дозревает брусника и клюква, поспевают льны и овсы. Наступают более жесткие заморозки: «На Луппа мороз лупит овес». «На Луппа мороз льны лупит». Отмечали: «Коли брусника поспела, то и овес дошел». «Первые заморозки — Лупповскые морозы». «Не соберешь овес — наглотаешься слёз». «Если не будет утренника, так в сентябре не заморозит». С этого времени народ уже считал заморозки, приурочивая их к дням разных святых: Луппенские, Покровские, Михайловские, Екатерининские». «В день Лупа несметаный овес облупит» (то есть падает мороз и заморозит). Если журавли на клев пошли — ранняя зима.
6 24 августа Евтихий. Этот день должен быть тихим, безветренным, иначе льняное семя обсыплется: «Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится».
7 25 августа Тит. «Тит последний гриб растит». «Грибы грибами, а молотьба за плечами»,— потому в этот день и приговаривают: «Тит, пошел молотить!».
8 26 августа Адриан и Наталья. Наталья Овсяница. С этим днем связывается уборка овса: «Ондреян с Натальей овсы закашивают». Последний овсяной сноп с песнями уносят с поля во двор. Вечером в этот день происходит угощение толокном на кислом молоке (дежень) или на воде с медом и овсяными блинами: «Ондреян толокно месил, Наталья блины пекла». «В овсяный покос толокном поужинай». Рябина в этот день именинница. День посвящен сбору рябины и калины. Примечали: «Большой урожай рябины — к морозу». День народного поминовения воинов, павших в Бородинском сражении (1812).
9
10 28 августа Анна Пророчица и Савва Псковский, Анна Скирдница и Савва Скирдник. В эту пору идет усиленный вывоз снопов, хлеб складывается в одонья, кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. Савва Псковский в этом деле крестьянину на помощь приходит: «Пскович Савва скирды справит, на ум направит». Около этого времени надо заканчивать уборку конопли, так как: «Если не выберешь конопли до Ивана Постного (29 августа/11 сентября), то весь пост просидишь без масла».
11 29 августа Ивана постного. «С Ивана постного мужик осень встречает, а баба свое бабье лето начинает». «Иван-постник — осени отец крестный», Коли журавли на юг пошли — к ранней зиме. Иоанн Предтеча, Иван Постный, Иван Полеток. По метеорологическим наблюдениям крестьян, день Ивана Постного — полеток, окончательно завершает лето, встречает бабье лето, а затем и осень открывает, подводя итоги летней поре, поминая ее добром или лихом, судя по урожаю. «Иван Постный пришел, лето красное увел». «Иван Постный — осени отец крестный». «С постного Ивана не выходит в поле мужик без кафтана». «С Ивана-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает». (Бабье лето старое начинается местами 29 августа, а местами с 1/14 сентября). В эту пору перелетные птицы прощаются с русскою землею, отправляясь на зиму в свой вирай. «Иван Предтеча гонит птицу за море далече». «Коли с Ивана Крестного журавли, на юг пошли-потянули, будет короткая осень, ранняя зима».
12
13 31 августа Киприан (Куприян). Уборка моркови, свеклы, копка картофеля, кроме репы. «Всяк корешок в своей поре». «Хозяйка при коровке, а девки — при морковке». «Калиновая плеть свесила медь». «На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь»,— и часто наступающий день 1/14 сентября уже не застает их более в наших краях; растянувшись на синем небе, улетают они на юг, прощаясь с русскою землею характерным гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе.
14 1 сентября Симеон (Семен) Летопроводец. Осенины, Засидки. Конец лета, начало осени, последний посев, начало уборки и переход крестьян на зимнее житье, начало посиделок и осенних хороводов; наступление холодов, первые признаки зимы «Семен лето провожает, бабье лето наводит». Примечали: «Бабье лето сухое — осень мокрая». «Бабье лето ненастно — осень сухая». «Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме». «На Осеннны много тенетника — осень долгая да ясная». «До обеда сей-паши, а после обеда от холода руками маши». Семена выплывают у колосьев. «На первый день бабьего лета серо и пасмурно — осень будет продолжительной». «Если день грязным вышел, то осень дождливой будет». «Коли ясно — осень ведренна, прекрасна». Хоронят мух и тараканов, чтобы пропали. Ужи выходят на берег и ходят по лугам на три версты. «Хлеб молотят на гумне, а охотник — за зайцем по стерне». Первый праздник псовых охотников, выезд в отъезжее поле на зайца-русака и лисицу, с гончими — в лес по чернотропу гонять беляка. «С Семенова дня в поле огонь разгнетают (разводят)». «Хвалилися бабы да бабьим летом на Семенов день, а того бабы не ведали, что сентябрь на дворе...» Семенов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье: «Семенов день — счастливое новоселье».
15
16 3 сентября Василиса. «Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам». В эту пору бабья работа в полном разгаре.
17
18
19 6 сентября Михаил Архистратиг. Михайловские заморозки. Похолодание. Рубеж первых утренников, заморозков. «Пчелам безделье — летала птаха мимо страха: ах, мое дело на огне сгорело».
20 7 сентября Лука. Начинается торговля репчатым луком, играющим важную роль в питании русского народа. Торговля луком не считается прибыльною: «Луком торговать — луковым плетнем (мочалом) и подпоясываться». Крестьяне луку приписывают целебную силу: «Лук да баня — все правят». «Лук с чесноком родные братья». «Голо, голо, а луковку во щи надо». «В нашем краю, словно в раю,— луку да рябины не приешь и поло- вины»,— поговорка имеет смысл иронический. Существует поверье, что если испечь хоть одну луковицу раньше, чем весь лук не будет собран с огорода, то он весь посохнет, поэтому огородники и устанавливают за луковыми грядками особенно бдительный присмотр, чтобы кто-нибудь злонамеренно такой шутки не учинил.
21 8 сентября Рождество Богородицы. В народе — Малая Пречистая (Большая Пречистая — Успение, 15/28 августа). Осенины — вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчел, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло». Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят вс берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осени-ну с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот. В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось еще «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.
22
23 10 сентября Петр и Павел. Осенний Петр-Павел — рябинник. «На Руси два Петра-Павла— большой да малый, летний да осенний». В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкою и начинают собирать ее для еды. Усыпанные красными ягодами деревца привлекают крестьян, и они ходят в лес по рябину, как в летнее время ходили по ягоды или по грибы. Про то у них и песенка сложена: «Выйдем на долинку, сядем под рябинку — хорошо цветет!» Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть ягод на зимний прокорм птицам, и особенно дрозду-рябиннику, который оттого так и назван, что по преимуществу питается рябиною.
24 11 сентября Федора Замочи Хвосты. «Осенние Федоры подол подтыкают (от грязи), а зимние Федоры (30 декабря/12 января) платком рыло закрывают (от холода)». Осеннее равноденствие. «В Федору лето кончается, осень начинается». «Не всякое лето до Федоры дотянет». «Две Федоры в году — осенняя и зимняя, одна — с грязью, а другая — со стужей». «На Федо- риху вечерки — третья встреча осени». Начинались дожди, слякоть — «разнепогодилось».
25 12 сентября Автоном. Жизнь животных быстро замирает, осень вступает в свои права.- По поверью, змеи с этого дня перебираются из полей в леса.
26 13 сентября Корнилий. «Корнилий святой — из земли корневище долой». Считали, что с этого дня прекращается всякий рост растений: «С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет». «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Приступают к уборке всяких кореньев и корнеплодов. «Воздвижения жди, так репу рви».
27 14 сентября Воздвижение. Отмечается быстрое наступление холодов, окончание уборки, дальнейшее замирание жизни животных перед зимой. Множество поговорок основано на созвучии слов: воздвижение — движение: «Воздвижение — кафтан с шубой сдвинулся». «Воздвижение — кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет». Третья встреча осени. «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает». «Воздвижение осень зиме навстречу двигает». На Воздвижение птица в отлет двинулась. «Двинулись над Русью птиц вереницы». «На Воздвижение змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся в земле». «Около Воздвижения змеи цепенеют, перед зимней спячкой». «На Воздвижение ни змей, ни гад по земле сырой не движется». «На Воздвижение зазимки — мужику не беда». В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ у деревенских баб — рубка капусты и заготовка ее на зиму. Этим работам посвящено немало поговорок: «Воздвижение — капустница, капусту рубить пора». «На Воздвижение первая барыня — капуста». «Смекай, баба, про капусту — Воздвижение пришло...» «И плохая баба о Воздвижение — капустница». «То и рубить капусту, что со Воздвижения». «Во Воздвижение у доброго молодца — капуста у крыльца». «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой». Начинались девичьи вечеринки-капустники, капустницы, капустинские вечера. Рубка капусты — не простая работа, а целый обряд, и совершалась она с разными песнями, сопровождалась угощением по вечерам. «Капустинские вечеринки — на две недели».
28 15 сентября Никита Гусятник, Никита Гусепролет, Никита Репорез. В прошлом репа была в числе почитаемых крестьянами овощей: «Репа — мясо, режь да ешь». «Уж видно мужику по репе, что подошли репорезы». «Не дремли, баба, на репорезов день». Отмечают в эгот день: «Гуси летят в отлет». «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут». «Высоко летят гуси — к дружному и высокому предстоящему весеннему половодью, низко — к малой весенней воде». На Никиту судят о предстоящей погоде по тому, как ведут себя гуси: «Спросил бы у гуся — не зябнут ли ноги...» «Гусь лапу поднимает — к стуже, на одной ноге стоит — к морозу, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме».
29
30 17 сентября Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Всесветные бабьи именины» «Лоси-рогачи справляют по лету поминки».